Креп-костюмка — что это за ткань?
Ошибочно утверждать, что креп – это какая-то определенная ткань: этим словом обозначается большая группа текстиля с шероховатой поверхностью. Из этого материала шьют всевозможные виды одежды, его используют в качестве домашнего текстиля. А какая креповая ткань лучше всего подойдет для пошива костюма?
Содержание
Описание костюмного крепа
Среди большого многообразия крепа есть особый вид – костюмный, или костюмка. Это мягкий, но в то же время плотный материал, легкий, но при этом прекрасно держит форму. Поверхность слегка рельефная, волнистая или мелкоузорчатая, однако приятная на ощупь. Легкая матовость текстиля позволяет использовать его для пошива одежды как праздничной, так и повседневной.
Выпускается костюмный креп однотонный, всевозможных расцветок, с узором или с принтом.
Состав ткани и особенности
Креповые костюмные ткани делают из всех видов волокон: натуральных нитей (шелк, хлопок, шерсть), искусственных на основе целлюлозы (ацетат, триацетат, вискоза), синтетических (акрил, полиэстер, полиамид, лавсан). Для придания необходимых свойств возможно смешивание волокон, например: добавление к вискозе полиэстера повышает износостойкость. Одна из особенностей ткани – невысокая эластичность. Даже креповый трикотаж и стрейч растягиваются трудно.
В зависимости от вида волокон используются 2 способа изготовления тканевого полотна. Один из них – скрутка. Используемые нити плотно скручиваются в разных направлениях (до 3 тыс. кручений на 1 м²), а затем перекрещиваются. Такая технология делает ткань плотной и упругой, не поддающейся растяжению.
Плотность креп-костюмки находится в пределах 210–240 г/м². Для сравнения: плотность бязи 120 г/м², шерсти – 150–300 г/м².
На заключительном этапе технологического процесса на полотно воздействуют влагой и высокой температурой. Скрученные нити частично распрямляются, этим образуя зернистую структуру полотна, которая и придает ткани шероховатость. При первом прикосновении она настораживает, но в процессе носки не доставляет дискомфорта.
Если нити скручиваются по основе и утку, получается чистокреповый материал с более рельефной и шероховатой поверхностью. Если нити скручиваются только по утку или основе, образуется ткань (полукреповая), менее упругая и с более гладкой поверхностью.
Второй способ изготовления ткани – мелкоузорчатое переплетение без скрутки, с использованием дополнительных нитей, отличающихся от основных. Это различие исходного материала и хаотичное расположение переплетений создают выпуклости (креповый эффект). Такие ткани имеют более высокую эластичность.
Преимущества и недостатки
У костюмного крепа больше плюсов, чем минусов, поэтому вначале рассмотрим последние. К недостаткам относится следующее:
- боится солнечных лучей и высоких температур;
- требует деликатного обращения (характерно для всех креповых тканей);
- подвержен сильной усадке (из натуральных волокон);
- высокая цена.
Материал является востребованным благодаря таким физико-механическим и гигиеническим свойствам:
- Низкая сминаемость.
- Комфортность. Изделие из костюмки приятное на ощупь, не стесняет движений.
- Высокая прочность на разрыв.
- Жесткость. В процессе эксплуатации отсутствуют провисание, растягивание, складки и стрелки «не расходятся».
- Гибкость. Ткань хорошо драпируется, что дает возможность делать складки, использовать любой крой.
- Хорошая воздухопроницаемость.
- Гипоаллергенность.
- Низкая гигроскопичность и пылеемкость.
- Но главное достоинство – повышенная износостойкость. Вещь, пошитая из этого материала, прослужит 10, 20 лет и больше, сохранив свой внешний вид.
Есть ли разновидности?
В зависимости от используемых волокон, текстильная промышленность предлагает много разновидностей костюмного крепа:
- Креп-сатин. Для изготовления используются шелковые и синтетические нити и атласное переплетение. Две стороны, гладкая блестящая и шероховатая матовая, позволяют создавать интересные комбинации при пошиве.
- Креп-стрейч. Вискозные нити с эластаном делают полотно более плотным, сохраняя мягкость и придавая эластичность.
- Шерстяной креп. Тонкий, но плотный, с рельефной фактурой и матовым блеском.
- Креп-трикотаж из искусственных волокон. Обладает улучшенной эластичностью и гибкостью.
- Креп-дайвинг. Похож на трикотажный креп, но имеет шелковистую поверхность. За высокую эластичность получил название «вторая кожа». Используется для пошива любой одежды, в том числе спортивной.
- Креп-диагональ. Имеет на поверхности диагональный рубчик. Из него шьют жакеты, куртки, пальто.
К разновидностям еще можно отнести креп-марокен, барби, крепон.
Что шьют из костюмки?
Несмотря на название «костюмный», этот вид крепа используется не только для пошива брюк, жакетов, сарафанов, платьев. Из него шьют любую одежду (преимущественно женскую), чехлы, детские игрушки, шторы, покрывала, скатерти, используют для обивки мебели.
Отдельная тема – постельные принадлежности – простыни, наволочки, пододеяльники. Это элитное постельное белье. Оно экологичное, долговечное, не сминается, не требует глажки, имеет красивую текстуру, подходит для людей с проблемной кожей. То же самое относится к одеялам и пледам.
Как за ним ухаживать?
Чтобы изделие из костюмного крепа долго радовало своим безупречным видом, необходимо придерживаться следующих правил по уходу за тканью:
- Производить машинную стирку без замачивания в деликатном режиме. Этого требуют волокна, входящие в состав крепа.
- Не нагревать воду выше 30 °C. При ручной стирке рука должна ощущать небольшую прохладу.
- Желательно использовать жидкие моющие средства без энзимов. Они быстрее растворяются в воде и легче вымываются из промежутков между волокнами, плюс не оставляют белых пятен после сушки. Обладают высокой эффективностью при низких температурах.
- Сушку изделия производить в тени и вдали от нагревательных приборов, на плечиках.
- Гладить изделие следует с изнанки, в немного влажном состоянии, при нагреве утюга не выше 140 °C.
- Хранить одежду можно на плечиках или в сложенном виде на полках, в бумажных или полотняных пакетах.
Изделия из костюмного крепа сложного кроя лучше отдавать в химчистку.
Игнорирование этих рекомендаций приводит к повреждению волокон, из-за чего ткань теряет свои свойства, и изделие утрачивает первоначальный вид.