Что за ткань — тафта?
Современная легкая промышленность предлагает потребителю огромный выбор тканей: натуральных и искусственных, плотных и практически невесомых, гладких и со сложным фактурным рельефом, однотонных и пестрых. Каждая имеет свои особенности и предназначена для пошива определенных видов одежды или других текстильных изделий.
Один из самых любимых женщинами материалов – тафта: нарядная, способная придать шик и вечернему образу, и окружающей обстановке. Долгое время она была доступна только очень обеспеченным людям с высоким социальным статусом.
Содержание
Описание ткани
Она достаточно тонкая, но плотная, имеет красивый глянец, смотрится дорого и изысканно.
Состав и свойства
Еще 100 лет назад тафта изготавливалась только на основе натурального природного сырья:
- шелковая – самая качественная и дорогая, впервые получена в Персии. Она экологична, гипоаллергенна и имеет повышенную сопротивляемость к истиранию;
- хлопчатобумажная. Истоки ее производства находятся в Византии. Лучше пропускает воздух и влагу, но чуть менее износостойкая;
- комбинированная – основанная на переплетении хлопковых и шелковых нитей.
С развитием химической промышленности появились экземпляры из искусственного шелка (вискозы), полиэстера и прочего текстиля, синтезированного искусственным путем. При внешней схожести с натуральными материалами в эксплуатации они ведут себя по-разному:
- у вискозной, переработанной из целлюлозы, «страдает» прочность – мокрую ткань особенно легко порвать, например, при интенсивном отжиме. Кроме того, она значительно хуже пропускает воздух и влагу;
- ацетатная – наименее качественная разновидность вискозы, вещи из нее быстро изнашиваются. Однако если девочку необходимо нарядить на утренник в детском саду, школьный конкурс или концерт, а бюджет ограничен – это оптимальный вариант;
- смесовая – самая распространенная на сегодняшний день. Чаще всего на прилавках встречается комбинация полиэстера и спандекса. Благодаря последнему материал при необходимости растягивается, но быстро возвращается в первоначальное состояние.
Цена на синтетические материалы на порядок меньше, чем на натуральные аналоги, но по потребительским характеристикам первые однозначно уступают последним: не «дышат», не гигроскопичны, порой сильно электризуются, вызывают неприятные ощущения на коже и даже аллергические реакции. Могут быть достаточно прочными, но довольно скоро теряют презентабельный вид.
Благодаря высокой плотности плетения большинство разновидностей этой ткани, особенно из искусственных волокон, обладает водоотталкивающей способностью.
Особенности структуры
«Тафта» в переводе с персидского означает «свитая». Технология производства заключается в том, что натуральные и (или) синтетические волокна скручивают и очень тесно переплетают друг с другом в шахматном порядке. При этом их могут нагревать, в результате чего текстура получается максимально плотной и приобретает характерный блеск.
Много веков для изготовления этой материи использовался исключительно ручной труд. Лишь на исходе XX века индийцы презентовали станок, благодаря которому появилась возможность делать это машинным способом. В настоящее время именно Индия является самым крупным мировым производителем и поставщиком брендовой тафты.
Толщина ткани во многом зависит от сырья: самая тонкая получается на основе натурального шелка.
Плюсы и минусы
У тафты, как и у любой другой ткани, есть свои особенности, делающие ее привлекательной для покупателей:
- в основном, прочная и носится достаточно долго;
- легко окрашивается, цвет при правильной эксплуатации не теряет яркости;
- отлично держит форму, «ложится» красивыми крупными складками, поэтому идеально подходит для декора;
- новая вещь выглядит нарядно, в ней можно «блеснуть» во всех смыслах этого слова на любом праздничном мероприятии.
К очевидным недостаткам можно отнести то, что она:
- дает усадку при нагревании (стирке в горячей воде, экстремальной сушке);
- осыпается по краям при раскрое ткани;
- требует очень внимательного отношения.
Разновидности ткани
Помимо чисто натуральных, встречающихся все реже, и искусственных основ, производители делают ставку на их различные комбинации. И это уже не моноткани со 100%-м содержанием одного сырьевого компонента, а смесь нескольких «ингредиентов» в разных пропорциях.
Существуют различные модификации цветовых и текстурных решений:
- Однотонная – переплетение нитей, одинаковых по цвету.
- Шанжан – сочетание пряжи различных оттенков, обеспечивающее эффект хамелеона – необычные переливы ткани при освещении под различным углом.
- Набивная – контрастный узор на гладком полотне наносится с помощью специальной печатной машинки.
- Крэш – тафта, искусственно сжатая под воздействием высоких температур и механического пресса.
- Тафта-гобелен – полотно из туго связанных в несколько (2-3) слоев нитей.
Отличия от похожих материалов
В огромном ассортименте тканей сейчас несложно запутаться, многие из них выглядят одинаково и несведущему человеку проблематично отличить одну от другой. За тафту несложно принять другие блестящие материи:
- натуральный шелк, но он более тонкий и легкий;
- сатин – блестящий и гладкий, из шелка и хлопка, а все чаще из искусственных смесей. Отличить от тафты его может только опытный эксперт;
- атлас – в переводе с арабского «гладкий» – производится из того же сырья, однако технология плетения другая. Большинство основных нитей оказываются на лицевой стороне, а уток – на изнаночной. Поэтому одна поверхность атласа (за исключением двухстороннего) – гладкая, а другая – матовая;
- парча – в идеале с вкраплением в шелковую пряжу металлических (золотых, серебряных или платиновых) нитей. Ее иногда можно спутать с набивной тафтой. Чтобы развеять сомнения, нужно всего лишь взять ее в руки – парча значительно тяжелее;
- жаккард – материя, в основе которой в причудливый крупный орнамент связаны не две, а намного больше нитей, поэтому она плотнее и толще тафты. Рисунок может быть получен путем окрашивания пряжи до того, как она будет соткана, либо нанесен на готовое полотно. Второй вариант больше используется для синтетики;
- мемори – 100 % полиэстеровая ткань с легким матовым блеском. Так же, как и тафта, она способна сохранять форму, но в отличие от последней легко разглаживается даже рукой. Применяется для пошива легких ветровок.
Что шьют из тафты?
Это материал подходит для изготовления продукции текстильной промышленности. Из нее можно шить различные модели одежды:
- вечернее платье, блузу, юбку, любой праздничный или карнавальный наряд. Здесь лидирует гладкий блестящий материал, шанжан или жатка;
- деловой костюм, который, в зависимости от кроя, может стать универсальным и для похода в офис, и для выхода «в свет».
Кроме того, портные используют эту ткань в качестве подкладочной для верхней одежды и сумок, но с одним условием – она должна быть без эластичных добавок.
Часто из тафты производят бытовой текстиль:
- занавески;
- чехлы для подушек;
- покрывала;
- декоративные элементы – драпировки, ширмы.
Востребована материя и в мебельном производстве. Наиболее плотная по структуре идет на обтягивание диванов и кресел. Реже используется для покрытия кухонных уголков и стульев.
Тонкости ухода
Тафта достаточно капризна в обслуживании. Перед тем как совершить с ней какие-нибудь манипуляции, необходимо тщательно изучить информацию, имеющуюся на этикетке: температуру воды, особенности отжима и сушки, режим отпаривания. В случае если ярлычок утерян или же вещь не покупная, а сшитая, и информация о материале отсутствует, действуют общие правила из разряда «не навреди»:
- стирать лучше руками или в машинке, но в деликатном режиме при температуре 30˚;
- использовать не порошки, а жидкие моющие средства;
- исключить отбеливатели, содержащие хлор, даже для однотонных вещей;
- не использовать автоматический отжим. Рекомендуется «забрать» лишнюю влагу у ткани с помощью хлопчатобумажного или махрового полотенца;
- сушить естественным путем в расправленном состоянии на горизонтальной поверхности, застеленной чистой гигроскопичной материей. Нельзя класть на батарею, вешать рядом с нагревательными приборами и у открытого огня;
- гладить теплым утюгом с изнаночной стороны, чтобы не испортить цвет и блеск. Высокая температура может привести в лучшем случае к усадке материи, в худшем – к серьезным термическим повреждениям.
Краш-тафте отжим не противопоказан, поскольку мелкие заломы – это ее отличительная особенность. Кроме того, она не нуждается в глажке.
При хранении лучше не складывать, а свернуть ткань, одежду по возможности повесить на плечики и накрыть защитным (но не вакуумным) чехлом.
За искусственным материалом ухаживать легче, чем за натуральным, но если соблюдать все рекомендации, он прослужит долго и станет изюминкой в гардеробе любой модницы или в интерьере любимой квартиры.
В XXI веке позволить себе приобрести эту ткань может любой человек. При ее выборе необходимо руководствоваться личными предпочтениями и финансовыми возможностями. Тафта из натуральных компонентов дарит наибольший комфорт и при этом абсолютно безопасна. Единственный минус – высокая цена, которая несколько уменьшает спрос на нее у большинства покупателей.
Искусственные и смесовые аналоги более доступны и не создадут неудобств, особенно если вещь будет носиться не постоянно, а кожа не отличается повышенной чувствительностью. В целом это интересный и достаточно практичный материал, способный и украсить образ, и придать лоск интерьеру.