Свадебный костюм воронежской губернии
Содержание
Народный костюм — визитная карточка русской истории. Каждый из них наполнен собственными элементами, яркими мотивами, индивидуальными особенностями той или иной местности. Мало того, даже свадебные наряды в разных губерниях отличилась цветами, материалами, предметами убранства. Сегодня поговорим об особенностях свадебного костюма жениха и невесты в Воронежской губернии.
Особенности старинного свадебного костюма в Воронежской губернии
Многочисленное и хаотичное население Воронежской губернии повлияло на становление народного костюма следующим образом. Во-первых, из-за многообразия приезжих народов — крестьян из Тамбовской, Орловской, Московской губернии, — в уездах возникали наряды, хоть и обладающие общими чертами, но все равно довольно самостоятельные. Во-вторых, в 17 в. на территорию Воронежа переселилось много украинцев, которые оказали на новое место жительства собственное самобытное влияние. Отразилось оно и на народном костюме.
Мужская и женская одежда шилась из натуральных материалов, которые можно было получить либо благодаря плодородной черноземной почве, либо в связи с распространенным здесь занятием скотоводством. Чаще всего ткани ткали из шерсти, конопли и крапивы.
Цвет играл не менее важное значение. Он отражал эстетические особенности, увлечения и образ жизни крестьянина. В костюме преобладали 3 основных цвета:
- белый;
- красный.
Черный — символ кормилицы-земли, знаменитого воронежского чернозема. Для жителей губернии этот цвет не означал скорби или траура. Наоборот, черный для них — знак покоя и радости в доме, семье, хозяйстве.
Как выглядит наряд невесты?
Женский свадебный костюм в воронежской области состоит из белой или красной длинной рубахи, вышитой шерстяными орнаментами. Праздничная белая одежда выбеливалась при помощи золы. Для повседневного ношения ее сильно не выбеливали, но много украшали узорами. Свадебная рубаха дополнялась также тесьмой или бахромой. Одним из любимых вариантов для невест была рубаха с красными полами, обрамленными красивыми орнаментами.
В праздничные дни поверх также надевалась кундя — черная кофта, по крою напоминающая жилет. Она также щедро расшивалась, а рукава украшались пышными рюшами и красными кантами.
Одним из запоминающихся элементов костюма являлась понева — похожая на современную юбку одежда из тканого шерстяного полотна. Обычно шилась черного цвета. Использовались только толстые нити, которые назывались пасмами. По низу понева украшалась прозументом — летами и тесьмой из разноцветных нитей.
Костюм жениха
Мужской костюм в воронежской губернии уже не отличается таким разнообразием элементов. Он по-прежнему состоял из рубахи, но уже подпоясанной. Пояс — необходимый элемент наряда, при отсутствии которого мужчина считался лишенным чести. Рубаха шилась из синей или красной ткани, украшенной контрастными орнаментами. Сшита она было по принципу косоворотки — с косым разрезом на вороте. Длина рубахи — до колена, поэтому она частично прикрывала черные штаны, которые носили все мужчины.
Помимо основной одежды, крестьянин надевал высокие сапоги и головной убор.
Детали свадебного образа — головной убор, обувь и прочее
До замужества все девушки носили платки, невесты же надевали красивые головные уборы. В разных уездах они отличались, но самыми распространенными были:
- шлычка — красная шапочка, плотно прижимающая волосы. Надевалась поверх пучка;
- кокошник, расшитый бисером.
В качестве обуви носили чуники — плетенные башмачки. Подошву делали из дерева или натуральной кожи, чтобы она медленнее протиралась. Женщины носили гольфы, связанные собственноручно из пестрых нитей.
Один из самых впечатляющих элементов женского свадебного наряда — наличие нагрудных украшений в виде бус. Обычно плелись многоярусные ожерелья из мелкого бисера и закреплялись на тонкой полоске ткани, завязывающейся сзади на шее. Считалось, что подобные амулеты защищают невесту от злых сил и сглаза.