Онлайн-журнал про ткани и одежду

Старинный свадебный костюм народов Урала

День свадьбы — один из самых важных дней в жизни пары. Праздничные свадебные традиции сохранились со старых времен и до нашего времени. На Урале свадебный церемониал просуществовал в первозданном виде до 50-х гг. прошлого века. Одним из элементов этой традиции является свадебный костюм, отражающий уклад, самобытность и обычаи наших предков. Об особенностях старинного уральского народного костюма — читайте далее.

Старинный костюм невесты народов Урала

Женский свадебный костюм представлял собой комплекс с сарафаном. Последний являлся обязательным элементом как будничного, так и праздничного женского наряда. Сарафан шился в разное время по-разному. В зависимости от типа кроя выделяют 3 основных вида:

  • косоклинный. Он шился не из цельного полотна. По бокам были вставлены клинья, а застежка или шов находился спереди, между двух полотен. Проймы были глубокими, поэтому надевалась рубаха с широкими рукавами;
  • глухой туникообразный сарафан шили необычным способом. Большое полотно ткани сгибали пополам, на месте сгиба прорезали отверстие для головы, а полотнище накидывали на плечи. По бокам часто вставляли клинья, чтобы наряд был похож на платье, а не на церковную рясу;
  • прямой сарафан — традиционный и самый распространенный. Появился он в 19 в., и прочно вошел в обиход молодых девушек. Шился сарафан из прямых полотен без использования клиньев, украшался рюшами и складками, имел тонкие прямые лямки.

Ткани для шитья сарафана использовали самые разные: ситец, выбойчатник, гарусник и др.

Обязательным элементом костюма была нательная рубаха. Самым распространенным и почитаемым в то время вариантом была поликовая рубаха. Она сшивалась из одной или двух тканей (одностанка или полустанка), а полики располагались в области плеч. Полики представляли собой вставные детали на рукавах. Ворот на рубахе обычно плотно прилегал к шее, а ткань вокруг закладывалась складочками или оборками. Рукава кроили широкими по всей длине, манжеты украшали вязаным кружевом.

Особенностью уральского сарафанного комплекса является то, что он часто был бытованным. Это означает, что поликовая рубаха могла быть темнее, чем сарафан. В других местностях подобное сочетание встречалось достаточно редко.

Костюм жениха и его особенности

Семья

Мужской народный костюм особым разнообразием не отличался, состоял из рубахи и портков. Рубаха была удлиненной, похожей на тунику, шилась по крою косоворотки, причем разрез находился с левой стороны. Горло украшалось невысокой стойкой, обшитой орнаментом и застегивающейся на пуговицы. Позже появилась и рубаха на кокетке — с отрезной нижней частью.

Нарядная праздничная рубаха отличалась от повседневной по цвету. Ее шили из холщовой ткани, ситца или кумача и называли:

  • вишневкой — из красного или вишневого полотна;
  • белорозовкой — из белых и розовых нитей.

В 19 в. мужские рубахи украшала популярная тогда вышивка «крестом», которая называлась брокаровскими узорами. Орнамент изображал растительные мотивы и вышивался не только на мужской, но и женской одежде.

Второй элемент мужского костюма — порты — шился из льна или другой натуральной ткани. Праздничные штаны украшались узорами по краю карманов. Во второй половине 19 в. популярность приобрели шаровары. Они шились из плиса, похожей на современный бархат ткани. В большей степени они бытовали на Урале в качестве праздничной одежды.

Что такое обряд окручивания молодой?

Обряд окручивания молодой

Старинные свадьбы сопровождались многочисленными обрядами. Одни проходили до венчания, другие — после него. После церковного благословения брака многочисленные родственники молодых собирали пышное застолье, где первым обрядом было «окручивание молодой». Как ни странно, это действо касалось смены прически невесты. Это символично: венчалась она еще с девичьей прической, а за семейный стол уже садилась с новой, женской.

Сам обряд проходил следующим образом: полупрозрачной шалью молодую невесту скрывали от гостей и заплетали две косы. Делали это обычно крестные со стороны жениха и невесты — свахи. Все действия сопровождались веселыми песнопениями, приговорками. Жених в это время также находился в комнате, но жену не видел из-под шали.

Кульминацией обряда является смена головного убора с девичьего на женский. После этого продолжалось застолье, на котором невеста уже присутствовала в качестве полноценной жены. Головной убор девушка не снимала.

Головные уборы, обувь и прочие интересные детали

Головной убор и прическа девушки и замужней женщины кардинально отличались:

  • до свадьбы девушка ходила с одной косой, а на голову надевала ленту-повязку из расшитой полосы ткани с длинными концами-завязками. Лента не скрывала волосы полностью;
  • после венчания женщине заплетали две косы. Они носились, уложенные вокруг головы, а поверх надевался головной убор из шелка или бархата. Он полностью должен был скрывать прическу.

Обувь на уральской земле не отличалась от других местностей. Мужчины надевали высокие кожаные сапоги, в которые заправляли порты или шаровары, а женщины носили либо кожаные коротенькие сапожки, либо плетеные башмачки.

Вся одежда расшивалась многочисленными орнаментами из красных, золотых, белых нитей. Больше всего любили растительные мотивы, которые здесь считались символом любви и спокойствия.

Обсуждение и комментирование темы

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *