Почему высокая мода такая странная, и зачем устраивают эти показы?
Содержание
Случайно увиденные по телевидению кадры с модного показа от-кутюр могут удивить и шокировать неподготовленного зрителя. Между тем, показы подобной одежды привлекают внимание публики и журналистов, являясь отдельной индустрией. Так какие же цели преследуют организаторы этих дефиле и модельеры, создающие такую одежду?
Высокая мода — что значит этот термин?
Понятие высокой моды, или «от-кутюр», возникло в середине XIX века. В дословном переводе с французского языка это выражение означает «высокое шитье». К нему относились эксклюзивные модели одежды, которые шились на заказ к особым случаям. Такие вещи не были предназначены для повседневной носки и со временем становились практически музейными экспонатами.
Первым представителем этого направления в моде стал англичанин Чарльз Фредерик Уорт, открывший в Париже первый дом моделей. Он же основал и Синдикат, который определяет, кто же из дизайнеров одежды может относиться к представителям высокой моды. Соответствующие сертификаты может получить только модный дом, имеющий свой филиал в столице Франции, определенное количество сотрудников и представляющий не менее двух коллекций одежды в год.
Похвастать наличием такого документа могут всего пятнадцать брендов. Кроме того, в порядке исключения была создана группа членов-корреспондентов, в которую включены модные дома, располагающиеся в других странах.
Для чего все эти показы проводятся?
Нередко кадры с очередного модного дефиле производят неизгладимое впечатление, а попытки представить, куда же можно пойти в таких нарядах, заставляют поломать голову. Между тем, подобные модные показы имеют под собой вполне приземленную цель — получение прибыли.
Индустрия моды — это такой же бизнес, как и любая другая сфера человеческой деятельности. Помимо обязательных коллекций, требуемых для получения сертификата от Синдиката высокой моды, любой дизайнер выпускает и более привычные взгляду вещи на каждый день. Их продажи и составляют большую часть оборота компании.
Так какие же цели преследуют модельеры, наряжая своих моделей в эпатажные платья? Главное — это, конечно, привлечение внимания к своему бренду. Любое событие в области моды привлекает большое внимание, освещение в прессе, показы по телевидению. Все это способствует раскрутке торговой марки и ее узнаваемости. Словом, все то, что сейчас называют модным словом «хайп».
Во время дефиле дизайнер может продемонстрировать какие-то свои идеи и приемы, которые затем найдут свое место в моделях повседневной одежды. Начинающим модельерам участие в показах может помочь привлечь внимание со стороны известных фирм, получить предложение о сотрудничестве.
Почему творения кутюрье с каждым годом все более необычные?
Во все времена шокировать публику означало привлечь к себе больше внимания. Это одна из главных целей любого дизайнера модной одежды.
Так, в 1920-х годах Коко Шанель представила свое «маленькое черное платье», ставшее одним из символов индустрии моды. После окончания Второй мировой войны, отнявшей много сил и ресурсов, людям хотелось ощутить немного роскоши, прикоснуться к прекрасному. Все это дало новый толчок развитию индустрии.
Француз Кристиан Диор вернул в моду корсеты, появились модели одежды с элементами военной формы. В 1960-х годах сексуальная революция стала одной из причин появления мини-юбок. Так, год за годом, модельеры изобретают все новые способы запомниться и удивить публику. Вполне естественно, что постепенно их творения поражают все сильнее.
Творчество в высокой моде — как его распознать?
Существует еще одно понятие, относящееся к моде — прет-а-порте. В переводе с французского языка это означает «готовый к носке». К этой категории относят как раз ту одежду, которая разработана для повседневного использования. В 1957 году за создание такой коллекции Пьера Кардена даже исключили из Синдиката высокой моды. Тем не менее, в последующие годы одежда прет-а-порте прочно заняла свое место на подиуме.
Все остальное как раз и относится к тому, что дизайнеры считают искусством. Демонстрируя необычные модели одежды, они пытаются выразить свои мысли и мировоззрение подобно художникам и музыкантам. Только средством для них служат не краски и ноты, а тело манекенщицы, ткани и другие материалы.
Поэтому к таким дефиле стоит относиться как к посещению галереи современного искусства. Например, известный французский модельер Поль Готье считает, что создание коллекций от-кутюр дает ему полную свободу творчества, а разработка коммерчески успешной одежды подавляет вдохновение.
Такую одежду не носят! Так зачем же она нужна?
Редкий художник будет создавать произведение искусства, чтобы потом просто выбросить его. Дизайнеры одежды не являются исключением из этого правила. Демонстрируемые на модных показах модели платьев и костюмов требуют огромных затрат времени и денег.
Это способ подтвердить свою принадлежность к элите мировой моды, подчеркнуть свой статус. Для производителей это в первую очередь маркетинг и пиар. Такая одежда шьется вручную, что позволяет сохранить и приумножить традиции, противопоставить свой бренд массовому промышленному производству, позиционировать себя как художника и творца.
Несмотря на оригинальность и эпатаж, одежда от-кутюр остается востребованной среди состоятельных людей. Для кого-то она служит предметом коллекционирования, точно так же как дорогие часы, ювелирные изделия или автомобили. Они получают удовольствие от обладания чем-то уникальным и неповторимым, ведь в таком случае платье или костюм могут быть сшиты на заказ по индивидуальным меркам. Звезды музыки и кино выходят в такой одежде на красные ковровые дорожки, пользуясь шансом лишний раз привлечь внимание поклонников и папарацци.
Можно скептически относиться к показам от-кутюр, но они, безусловно, сохранят свое место в современном мире, пока будут соответствовать целям, которые преследуют дизайнеры и модельеры. Это традиции, средство для самовыражения и нередко — настоящее искусство.