Что такое тюбетейка
Тюбетейка на Востоке – своего рода паспорт ее обладателя. Форма и орнамент этой маленькой шапочки говорят о принадлежности хозяина определенному народу и сословию. Ни один мужчина не имел права появиться в мечети, на празднике, похоронах или поминках без этого головного убора. Сегодня этот старинный предмет одежды снова возвращается в современный костюм.
Содержание
Что такое тюбетейка
Тюбетейка – национальный головной убор среднеазиатских народов, представляющий собой круглую или квадратную шапочку, плоскую или с куполообразным верхом. Изготавливаются они из различных тканей и украшаются тонкой вышивкой. Цвет и орнамент головного убора отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где она была изготовлена.
Тюбетейки носят не только узбеки, где они уже давно стали предметом национальной гордости, но и афганцы, иранцы, турки, поволжские татары и башкиры. Этот традиционный головной убор в Азии носят все, кроме пожилых женщин.
Историческая справка
Корень слова «тюбетейка» кроется в тюркском слове «тюбе» (или «тобе»), что означает «верх». На Востоке считается, что макушка головы – точка соприкосновения со Вселенной, и этот предмет одежды выполняет роль оберега, защищая самое уязвимое место человека от злых духов и притягивая здоровье и благополучие.
Символически тюбетейка, как и купола мечети, – небесный свод, под которым рождается, живет и умирает человек. Собственно, форма и символика этого головного убора пронизывает всю жизнь восточных людей:
- юрта – тюбетейка, увеличенная в сотни раз;
- пиала, из которой принято пить чай, имеет форму купола;
- каса – традиционна посуда для еды.
Характерные черты головного убора
Выше уже говорилось о том, что тюбетейка может быть круглой и квадратной, с плоским или остроконечным верхом. Ткани для ее изготовления могут быть разными: шелк, сатин бархат, сукно. Изготовить эти головные уборы могут только девушки и женщины с острым зрением и особой усидчивостью.
Детали тюбетейки – описание
Этот головной убор состоит из трех частей.
- Тепа – «холм», или «бугор». Это верхняя часть шапочки, тот самый купол, который оберегает хозяина он дурного глаза. Интересно, что тепа четырехугольной формы позволяет тюбетейке складываться, а, следовательно, ее удобно хранить.
- Кизак – это околыш. Он также расшивался шелком, а в орнаменте были зашифрованы различные символы: рождение и смерть, здоровье и богатство.
- Жияк – тесьма, которой обшивался кизак тюбетейки снизу. Также был призван оберегать владельца от злых духов. Он может быть чисто черным или украшаться одним-двумя повторяющимися мотивами.
Виды тюбетеек
Сегодня в Средней Азии существует множество различных видов этого головного убора: плоские, конусообразные, полусферические и квадратные. Узор и цвет вышивки отражает древние традиции и быт народа.
Дорогому гостю принято преподносить в подарок традиционно важные для каждого жителя Азии вещи: халат, сюзане (вышитый вручную настенный ковер) и, конечно, тюбетейку.
Если форма тюбетеек для мужчин, женщин и детей практически не отличается друг от друга, то элементы, украшающие шапочку, различаются в зависимости от пола и возраста.
Вышивка на головном уборе мужчин отличается, как правило, двух-трехцветной палитрой, а узоры на женской шапочке выполняются в более богатой цветовой гамме. Исключение, пожалуй, составляют только уйгуры, мужские тюбетейки которых украшаются не только разноцветной вышивкой, но и бисером. Они представляют собой настоящие произведения искусства и часто украшают стены жилища наряду с коврами.
Еще в XIX веке тюбетейки могли носить только мужчины. С того времени до сих пор сохранилась поговорка: «На тебе что, тюбетейки нет?» Это означает: «Ты что, разве не мужчина?»
Еще один вид тюбетейки – кулох. Эта вытянутая вверх куполообразная шапочка на широком околыше носилась представителями духовенства (дервишами). Кулох мог обматываться сверху чалмой, но остроконечный верх должен был просматриваться.
Девушки и молодые женщины предпочитали небольшие круглые шапочки с высоким околышем и надевали их высоко на лоб. Они могли украшаться не только вышивкой, но и жемчугом, камнями и перьями.
Детская тюбетейка имела форму купола с острым верхом и украшалась на верхушке тесемкой с кисточкой. Надевая этот сакральный головной убор малышу, мулла благословлял ребенка, привлекая к нему здоровье и благополучие.
В Туркмении тюбетейка называется «тахья». Форма ее может быть любой, а вышивка, как правило, состоит из геометрических элементов и выполняется в палитре, ограниченной красным, белым, желтым и черным цветами.
Головной убор свободной девушки украшался пером, а вот если пера на шапочке не было, означало, что невеста уже была сосватана.
Особенности узоров тюбетеек
У каждой мастерицы-вышивальщицы есть свои секреты ремесла, но в ее работе всегда отражаются местные традиции. Расскажем подробнее об узорах на тюбетейках:
Чустской
Самая популярная — чустская тюбетейка, где по черному полю идет орнамент, выполненный белым шелком, символизирующим цвет солнца. Традиционно на тульи шапочки наносили изображения стручка жгучего перца, который обозначал семейное счастье и отпугивал злых духов, а по околышу вышивались стилизованные бараньи рога, означавшие силу и мужество. На жияк наносились волнообразные узоры, символизировавшие состоятельность и жизненную силу.
Шахрисабзской
Шахрисабзская тюбетейка («ирок») отличается богатой цветовой палитрой, так как расшивалась она растительным орнаментом, где каждый представитель флоры и цвет, в котором он представлен, призваны были отразить все разнообразие и богатство жизни.
Бухарской
По узорам, вышитым на головном уборе золотом и серебром, можно свободно определить ее происхождение – это Бухара. Такие тюбетейки называют золотошвейными бухарскими. Золото и серебро на шапочке означали высокий статус владельца или особое значение события, на которое ее надевали. Легко узнать эту тюбетейку можно и по традиционным орнаментам:
- «глаз соловья»;
- «язычок воробья»;
- круг, обозначающий цель.
Андижанской
Андижанская тюбетейка, вышитая крестом на плотном белом основании, была наиболее популярна среди женского населения Востока. Традиционные цвета – малиновый, синий и черный. Узор «след змеи» символизировал плодовитость и одновременно служил оберегом от дурного глаза. Дополнялась вышивка изображением фруктов и цветов.
Ташкентской
Также особой популярностью у азиатских красавиц пользовалась ташкентская тюбетейка – элемент праздничного наряда. Отличает ее многоцветная вышивка нитками и бисером на бордовом, темно-синем или темно-зеленом фоне. Стилизованные изображения фазаньих, петушиных и павлиньих перьев должны были защитить свою обладательницу от порчи и сглаза. В дополнение к ним на шапочке вышивались фигуры животных и растений.
Байсунской
Байсунская тюбетейка, округлая с конусообразным верхом, предназначалась представителям сильного пола. Вышивка выполнялась в сдержанных тонах, однако каждая цветовая комбинация скрывала в себе глубокий сакральный смысл жизненного пути человека. Желтый цвет символизировал цветок хлопка, а ромбовидный элемент белого цвета – сам хлопок.
Околыш достаточно высокий, а жияк сплетался вручную. Охватывая голову владельца наподобие обруча, он перекрывал темным силам доступ к самому уязвимому месту (макушке), защищая голову со всех сторон.
Каракалпакской
Еще один популярный на Востоке вид тюбетейки – каракалпакская. Круглая шапочка, украшенная по околышу орнаментальной вышивкой красными, желтыми и зелеными нитями. Есть мужской и женский варианты этих головных уборов: женщины носят на нем сбоку пышный помпон, а вышивка отличается более округлыми линиями в отличие от мужской, где на узоре все линии ломаные. Функция орнамента традиционна – защита от злых сил и дурного глаза.
Интересные факты
Тюбетейка давно стала символом Востока и из предмета одежды чисто утилитарного предназначения, пусть даже и сакрального, превратилась в произведение искусства. Вышивальщицы соревнуются друг с другом в мастерстве выполнения украшений и с удовольствием демонстрируют свои работы на выставках различных уровней. Такой богатый материал для развития этого вида искусства дает древняя история головного убора.
Существует множество исторических фактов, которые, перекочевывая из архивов и библиотек в современное информационное пространство, снова и снова привлекают внимание к этому старинному предмету одежды.
Например, известно, что древние тюрки носили особый фасон тюбетейки, которая надевалась глубоко лоб. Считалось, что узоры на головном уборе помогали защитить «третий глаз» от темной энергии.
Форма головного убора для детей определилась исходя из традиции прятать под нее косичку на макушке мальчика, которая символизировала принадлежность ребенка к избранным детям. Тесемка с кисточкой на верхушке шапочки – аналог этой косички.
В XIX веке тюбетейка еще не являлась предметом женского гардероба, однако, как и везде, встречались исключения:
- атанг – щеголиха, которая носила эту шапочку, подражая мужчинам, тем самым выражая протест против строгих патриархальных традиций;
- женщины легкого поведения; по этой причине, когда позже традиция носить тюбетейки распространилась и на азиатских представительниц прекрасного пола, женщины отнеслись к этому новшеству крайне враждебно.
И в заключение забавная старинная легенда. Давным-давно одна царица, проезжая по каракалпакским землям, увидела удивительно тонкую и красивую работу местных вышивальщиц. Подивившись, она, чтобы не сглазить, плюнула в сторону. Теперь в каракалпакской тюбетейке есть элемент в виде колеса с названием «плевок царицы». И назначение у него осталось тем же – чтобы не сглазили.